Фрагмент для ознакомления
2
3.Взгляд на детство психолого-педагогических наук
Феномен детства, естественно, глубоко изучает детская психология. Ее предметом является раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.
Одна из важных задач этой науки – определение, правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, и если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать [].
Названные проблемы являются предметом исследования выдающихся детских психологов (А. Валлон, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Фрейд, С. Холл, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон), но вопросами детства в той или иной степени занимались и другие психологи (В.М. Бехтерев, П.Я. Гальперин, К. Коффка, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.М. Узнадзе, Дж. Уотсон, З. Фрейд, Э. Шпрангер, В. Штерн).
Самое большое место в психологических исследованиях посвящено возрастной периодизации детства, этот вопрос занимал многих ученых, потому существует не одна периодизация детства в зависимости от разных детерминант, избираемых разными авторами (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Брамлей, Дж. Биррен, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Ш. Бюлер, А. Гезелл, В.В. Давыдов, Дж. Коулмен, А.Н. Леонтьев, Г. Саливен, Э. Шпрангер, Э. Эриксон и др.).
Протяженность периода детства вызывала не меньший интерес у представителей психологии и педагогики, чем у социологов.
П.П. Блонский заметил, что по отношению к продолжительности всей жизни детство составляет у кошки 8%, у собаки - 13%, у слона - 29%, у человека - 33%. Детство человека, таким образом, относительно самое продолжительное.
Одновременно с этим в ходе эволюции уменьшается отношение продолжительности утробного детства к внеутробному. Так, у кошки оно составляет 15%, у собаки -9%, у слона - 6%, у человека - 3%. Эти парадоксы свидетельствуют о том, что психические механизмы поведения человека формируются прижизненно [2, 10].
Д.Б. Эльконин представил характеристики двух основных парадоксов детского развития, заключающих в себе необходимость исторического подхода к пониманию детства [21, 67].
Первый парадокс: человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, типам деятельности и способам ее регуляции человек – наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию на момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства – у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения.
Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Содержание этого парадокса во многом предопределяет историю детства.
Второй парадокс: в ходе истории материальная и духовная культура человечества непрерывно обогащалась. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можно предположить, что новорожденный ребенок современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного ребенка, жившего десятки тысяч лет назад.
Детство – период активного социального «развертывания» растущего человека, его личностного «вызревания», которое протекает при непосредственном участии взаимодействующего с ним взрослого [3, 105]. В процессе взаимодействия с миром и людьми осуществляется «стыковка» двух основных потребностей ребенка, в которых реализуется основной план его саморазвития.
Это потребность в самореализации как проявлении и утверждении себя среди окружающих и потребность в социализации как возможности «вписаться» в мир, найти в нем собственное место. Процесс постепенного вхождения ребенка в мир конкретных социальных связей и его освоения получил название социализации, что означает осознание, освоение («присвоение») ребенком социокультурных достижений общества и обеспечивает индивидуализацию, так как только в общественных контактах, диалоге, в «пробе» себя в социальном, в самоопределении в социокультурном пространстве и происходит рефлексия, развивается самосознание [7, 193].
Исследования психологов показывают, что главной внутренней целью детства является взросление, понимаемое как освоение, присвоение, реализация взрослости. Для педагогики чрезвычайно важно понять, как осуществляется этот процесс. Исследования показывают, что взросление есть поступательное развитие «Я» на каждом новом этапе детства.
Ученые выделяют три основных этапа этого развития: открытие ребенком своих новых возможностей; осмысление этих возможностей; реальное начало их реализации в деятельности, адекватной потребностям «Я». Обеспечение процесса взросления детей выступает главной целью и для взрослого мира.
Взросление психология трактует также и как процесс овладения ребенком способами родовой человеческой деятельности, что является основой его поэтапного психического развития.
Подчеркивается, что «овладение» возможно только с помощью взрослых и при взаимодействии с ними и что в этом процессе есть «подводные камни»: границы и мера участия педагога в процессе развития ребенка, которое идет успешно при условии, если взрослый предоставляет ребенку возможность выступать попеременно, то в роли объекта воспитательного влияния, то в роли субъекта собственного развития.
Детство в гуманистической психологии и педагогике трактуется не как подготовка к жизни, а как сама жизнь.
Ф. Дольто писала, что ребенок не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым другими, способностью принимать и понимать других, совершать ответственные выборы, строить отношения со взрослыми не как с хозяевами или менторами, а как с равноправными, хотя и не одинаковыми партнерами по жизни [9, 200].
Для Ф. Дольто дети – это не «недоразвитые взрослые», за которых мы ответственны, но человеческие существа, перед которыми мы ответственны. Мы не может отменить смерть, многие болезни, природные или семейные катастрофы, – подчеркивает исследователь, - но мы можем жить с детьми и переживать жизнь так, чтобы развитие их собственной жизни не прерывалось и не уродовалось этими испытаниями, чтобы они становились частью школы жизни [9].
Одна из самых оригинальных концепций детства, разработанных в ХХ веке, принадлежит Я. Корчаку. Основные ее идеи могут быть сведены к следующему: говорить о ребенке можно, только рассматривая его жизнь на фоне общества. Эта идея стала фундаментом уникальной, единственной в своем роде истории общества, разработанной великим педагогом-гуманистом, в которой речь идет об истории взаимоотношений двух неравноправных классов: «класса взрослых» и «класса детей».
По Корчаку, власть в обществе принадлежит «классу взрослых», которые считают детей своей собственностью, не способны встать на их место и потому не понимают их и не умеют их любить.
Отношение взрослых к детям Корчак называл «протекционизмом», понимая под этим демонстративное покровительство детям, постоянное желание им помогать, защитить, все сделать за них. Такая позиция, по мнению Корчака, существенно отличается от права ребенка на уважение. Корчак неоднократно подчеркивал, что в Декларации о правах человека права и обязанности перепутаны.
То, что называется «правами» (право на образование, на питание и т.д.), писал Корчак, вовсе не права, а обязанности взрослых по отношению к детям. По мнению Корчака, одна из самых важных проблем детства заключается в том, что в главное право ребенка – право на уважение – не заложено право ребенка быть таким, каким он хочет или может быть – право быть самим собой. Помочь ребенку быть самим собой, а не таким, каким его хотят видеть взрослые, – одна из самых сложных проблем гуманизации пространства детства [12, 86].
Таким образом, в научной литературе детство рассматривается как феноменальное явление, сущность которого заключается в том, что все процессы, свойственные этому периоду человеческой жизни, могут быть реализованы только с помощью и при участии взрослых. В течение последнего десятилетия предметом специальных исследований стал еще один феномен – «пространство детства».
Одна из самых важных ролей педагога в этом пространстве – роль посредника между детьми и социумом. Содержанием его деятельности в этом направлении является помощь ребенку в процессе адаптации к социуму, компенсация того, что ребенок недополучает в социуме, реабилитация ребенка, которому социум нанес удары и т.д. Отсюда главные функции воспитательной деятельности, направленные на гуманизацию пространства детства, – помощь ребенку и его поддержка. Совершенно очевидно, что эта помощь и это участие в значительной степени определяются тем, как педагог относится к детству. Анализ литературы показывает, что непонимание взрослыми детей является весьма существенным препятствием на пути гуманизации детства.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Бабунова Е.С. Личность как социально-психологический феномен в контексте культуры детства // Сибирский педагогический журнал № 13, 2008, с. 147-155.
2. Басова Н.А. Ретроспективный анализ феномена детства: социально-философский аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, 13, №. 4-1, 2013, с. 9-12.
3. Белик А.А. Культурная (социальная) антропология. М.: РГГУ, 2009. — 613 с.
4. Гайсина Г.И. Мир детства как социально-педагогическая проблема // Педагогическое образование в России, № 5, 2011, с. 125-128.
5. Ганина С.А. Концепция свободного воспитания: опыт социально-философской рефлексии феномена детства // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), № 1, 2012, с. 183-186.
6. Ганина С.А. Музыкально-эстетический анализ феномена детства // Вестник культуры и искусств, № 3 (27), 2011, с. 109-112.
7. Ганина С.А. Феномен детства в русской культуре XIX В.: становление философии образования // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), № 4, 2011, с. 191-194.
8. Демакова И.Д. Педагогика и психология о феномене «Пространство детства» // Вестник Калмыцкого университета, № 1 (13), 2012, с. 42-49.
9. Замараева З.П., Григорьева М.И. Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности. – М.: Васса, 2011. - 433 с.
10. Камалдинова Э.Ш. Об актуальных проблемах современного детства // Знание. Понимание. Умение, № 2, 2012, с. 73-78.
11. Краснослободцева А.Е. Детство как социокультурный феномен // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, № 5, 2009, с. 102-108.
12. Кон И.С. Ребенок и общество. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2003. — 336 с.
13. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека: основания культурно-исторического подхода. Рига: Колибри, 1999. — 306 с.
14. Малеева Г.М. Организация охраны материнства и детства. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 64 с.
15. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие для студентов психологических факультетов. — Владивосток: Дальневосточный гос. университет, 2003. — 125 с.
16. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом. М.: Академия, 2008. — 320 с.
17. Попкова Т.Д. Методология исследования детства: понятийный аппарат // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 17, № 14 (109), 2011, с. 195-201.
18. Ромашова М.В. Дети и феномен детства в отечественной истории: новейшие исследования, дискуссионные площадки, события // Вестник Пермского университета. Серия: История, № 2 (22), 2013, с. 108-116.
19. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2005. — 460 с.
20. Фельдштейн Д.И. Современное Детство как социокультурный и психологический феномен // Universum: Вестник Герценовского университета, № 1, 2012, с. 20-29.
21. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психологические проблемы материнства и детства: раннее выявление и профилактика. Калининград: Комитет по социальным вопросам мэрии, Центр социальной помощи семье и детям, Янтарный сказ, 2001. — 80 с.
22. Эриксон Э.Х. Детство и общество. СПб.: Университетская книга, 1996. - 241 с.